Возрастные кризисы

 

Кризисы дошкольного возраста

Развитие ребёнка происходит неравномерно.  Психологи выделяют периоды относительно спокойные (стабильные), а также так называемые критические.
В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.
Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь.
В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять:
кризис новорождённости;
кризис одного года ;
кризис 3 лет;
кризис 7 лет;
кризис подростковый (12-14 лет);
кризис юности (17-18 лет).
Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка (кризис 3-х лет может начаться и в 2 года 10 месяцев, и в 3 года 5 месяцев, а закончиться около 4-х лет или в 3,6; кризис семи лет может начаться в 6, если ребенок в этом возрасте идет в школу). На этих этапах происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).
Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт (упрямство, конфликтность, негативизм и т.д.), которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых (родителей, педагогов).
Я ограничусь описанием кризисов от 1 до 7 лет.
Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан с всплеском самостоятельности и появлением бурных эмоций. 
Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «мы».  В период младенчества малыш  был тесно связан с матерью, теперь же он  начинает отделять себя от взрослого. Возникает новая ситуация «Ребенок-предмет-взрослый».  Ребенок стремится познать окружающий мир, однако диапазон возможностей, еще очень ограничен.  Появляются первые слова,   он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами.  На  протяжении кризисного периода малыша сопровождает повышенная эмоциональная возбудимость. При очередном «нельзя» дети начинают капризничать,  пронзительно кричать,  плакать.  Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.  В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Чрезмерное любопытство малыша не даёт мамочке расслабиться ни на секунду.  Теперь дитя легко может добраться в те места, куда раньше не позволяли залезть габариты ходунков. Ребёнку хочется проверить, что же там лежит в этих красивых ящиках, потрогать, выбросить из ящика – что ещё от меня спрятали? Понятна тревога родителей по поводу безопасности ребенка, однако  излишнее  давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, ведет к появлению сильных аффектов. К такому же результату приводит и непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.
Как вести себя родителям
1. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют.  Спокойствие и терпение – это главное что вы можете сделать.
2. Научитесь различать «настоящие» слёзы от пустых капризов. Очень важно
обращать внимание на ребёнка, когда он по-настоящему чем-то обеспокоен или у него
что-нибудь болит и игнорировать  истерики.
3. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Например, можно спеть  веселую песенку, показать любимую игрушку.
4. Чтобы избежать или свести на нет истерические крики Вашего малыша, нужно
чаще занимать его делом.  Читайте книги и рассматривайте картинки, в дороге
можно наблюдать  из окна другие машины, обращайте  внимание малыша на цвета, формы и т.д.
5. Если что-то запрещаете, обязательно объясните, почему и предложите
компромисс. Слово «нельзя» замените на - «а давай лучше».

Кризис 3 лет у ребенка
В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе.  К 3 годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуально отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Возраст 3 лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что ребенок начинает отделять себя от близких взрослых и появляется потребность действовать самому, («Я сам!» - слышите в ответ на какие-либо
действия с Вашей стороны). Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Таким образом проявляет своеволие, это один из симптомов который  характерен для поведения ребенка в период кризиса 3 лет.  Также можно наблюдать  все возрастающую строптивость. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в  жизни ребенка до 3 лет.  Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. Негативизм нельзя путать с непослушанием. Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Ребенок может без зазрения совести сказать: «Ты плохая мама!» и все только потому, что ему не позволили продолжать играть в песочнице с детишками и повели домой кушать. Так происходит потому, что у малыша появился симптом обесценивания. Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.  Когда в семье один ребенок, то возможно проявление деспотизма, малыш считае, что весь мир должен вертеться вокруг него одного. Присутствуют и такие проявления, как упрямство,  своеволие. Такие эмоции остро проявляются в большинстве случаев лишь потому, что родители не дают возможности к самостоятельному удовлетворению желаний – сдерживают его самостоятельность, ограничивают его активность и свободу.
Как вести себя родителям
1. Не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, при очередном капризе можно переключить внимание ребенка на что-то другое, создать иллюзию выбора. Например, вы знаете, что ребенок не любит одеваться. Вместо  прямого указания: «Одевайся, мы идем гулять», можно предложить выгулять  любимую игрушку и спросить  «Ты хочешь  отвести мишку в парк или на детскую площадку?» .
2. Хвалите ребенка за хорошее поведение, отмечайте успехи ребенка. Однако впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже не нужно. Безусловно, правила должны соблюдаться. Руки после прогулки мыть необходимо и шапку одевать в ветреную погоду тоже. Читайте малышу поучительные сказки, стихи.  Например «Мойдодыр» Чуковского или А. Барто «Ах ты девочка чумазая». Можно использовать игру «сделай все наоборот». Вы знаете, что ребенок проголодался, но из чувства противоречия отказывается  кушать . Скажите, что все садятся кушать и любимый мишка тоже, но ребенок может не есть. Пусть другие едят, а ему не нужно. 
3. Ребенок стремится к самостоятельности, дайте ему возможность проявить свои возможности, но в пределах разумного, естественно.
4. Общайтесь с ним на равных – попросите помощи в уборке, просите подать пульт от телевизора. Девочки с удовольствием помогают маме делать уборку по дому, мальчики – мастерить что-нибудь с папой.
Терпение и гибкость родителей - спасательный круг  в кризисный период. Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. 

  

Кризис 7 лет у ребенка
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через  кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Если раньше ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его, то теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. И даже если ребенок не посещает  еще школу, он видит,  что  другие дети ходят в школу или сам посещая  занятия по подготовке к школе  наблюдает, как другим ребятам выставляют отметки за проделанные задания.  В этом возрасте становится важным мнение окружающих,  начинает появляться самооценка, осознание собственных действий. Появляется новый уровень самосознания – не только как мальчика (девочки), партнёра по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. Ребенку важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Основной потребностью становится уважение.   В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.  Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо.  Часто кризисным проявлением становятся манерность, искусственная натянутость поведения. Ребенок всячески  пытается показать, что он  взрослый, но использует для этого детские формы поведения. В этом возрасте дети любят примерять взрослую одежду, стараются высказать свое мнение по любому поводу, вмешиваясь в разговоры взрослых.  Если родители жестко пресекают у ребенка попытки высказаться, то дети могут начать обманывать или капризами пытаться всячески привлечь внимание родителей к себе.
Как вести себя родителям
1. Возраст 7 лет это возраст почемучек, детям интересно все, используйте этот момент для расширения кругозора ребенка, обсуждайте с ним интересные для ребенка темы.
2. Поощряйте самостоятельность ребенка, давайте  задания, которые ему по силам. Благодаря этому ребенок  почувствует себя уверенней . Позитивно оценивайте достижения ребенка. Поддержите  в случае неудачи. Очень полезно использовать  игры с правилами.
3. Если ребенок капризничает не нужно стремиться настоять на своем, сделайте перерыв, скажите, что поговорите с ребенком позже,  когда он успокоится. Расскажите о последствиях, которые будут после того или иного поступка. Требования должны быть последовательными и не противоречить друг другу.
4. Старайтесь обсуждать  с ребенком, события, которые  произошли  за день. Интересуйтесь его переживаниями. Очень важно, когда между родителями и ребенком есть тесный эмоциональный контакт.  Помните, что кризис явление проходящее.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 30.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения